Путеводитель устюженского кладоискателя
С давних времен у многих народов кладами именовали "сокрытые в землю сокровища". Многочисленные легенды и предания будоражили воображение людей, которые надеялись быстро разбогатеть, отыскав заветный клад.
Искателей приключений ждали тяжелые испытания, так как на пути к заветной цели существовало множество преград. По народным сказаниям, сокровища охраняли всякие злые существа, начиная со Змея Горыныча и заканчивая самим Сатаной. Все эти страсти не останавливали предприимчивых кладоискателей, которые знали множество примет и способов для отыскания спрятанных сокровищ. Так, древние евреи считали, что если на стене какого-либо дома появилась "проказа" (грибок), то под этой стеной зарыт клад.
Русские разбойники предпочитали прятать награбленное в непроходимых лесах, однако местных кладоискателей не пугало и это, так как они верили, что над "лесным" кладом должен засветиться маленький огонек - путеводитель, который и приведет к заветной цели. А если человек имел при себе "разрыв-траву" или цветок папоротника, знал соответствующие молитвы и заговоры, то успех в опасном предприятии ему был обеспечен.
Не остались в стороне от лихорадки кладоискательства и устюжане. Большая часть известных устюженских кладов была упрятана в землю в период смут - либо в начале XVII века, либо во время революции 1917 года. Прятали монеты, банкноты, ценные бумаги, драгоценную утварь и даже книги.
В 1853 году на территории собора Рождества Богородицы при ремонтных работах обнаружили под полом тайник, а в нем до двадцати рукописных книг. Все они были духовного содержания и, по свидетельству специалистов, "отменно красивого письма". Книги спрятали в тайник еще в XVII веке, во времена царствования Алексея Михайловича Романова. Именно тогда произошел раскол русской православной церкви и началось"исправление"старых богослужебных книг. Кто-то из местных священнослужителей сочувствовал раскольникам и спас от уничтожения их реликвии. В настоящее время этот книжный клад входит в собрание краеведческого музея.
В начале XVII века устюженские земли неоднократно подвергались набегам польско-литовских отрядов. Поляки с удовольствием грабили богатые драгоценной утварью православные храмы. Если о набеге удавалось узнать заранее, то священники и прихожане старались спасти церковное добро, превращая его в клад.
В 1612 году большой польский отряд подошел к Долоцкому. В стороне от деревни стояла часовня. Построена она была на месте языческого храма, возле искусственного пруда, который когда-то использовался жрецами при обрядах и именовался Вещей лужей. Когда жители деревни узнали о подходе поляков, то все старинное церковное серебро успели сложить в бочку, а бочку опустить на дно Вещей лужи, Согласно легенде иностранные мародеры клад не нашли, а вскоре и сами погибли в устюженских болотах. Судьба долоцких сокровищ осталась загадкой до сих пор.
Второе столетие пытаются отыскать клад и жители Соболева. Старожилы рассказывают, что еще в XIX веке к одному устюженскому кузнецу привели пойманного разбойника с приказом заковать последнего в кандалы. Пока кузнец готовил инструменты, арестант исподтишка попросил его заковать каким-то определенным образом. Кузнец выполнил просьбу, а в благодарность арестант открыл ему тайну. Он сказал, что по дороге от Соболева на реку Мологу есть одна старая сосна, под которой закопан самовар с золотом.
Арестанта угнали по этапу. Кузнец искать клад не пошел, но рассказал о нем своей семье. Так легенда о соболевском кладе сохранилась в памяти устюжан, однако самовар с золотом до сих пор не нашли.
После революции 1917 года богатые устюженские купцы, спасая от реквизиций накопленные капиталы, стали устраивать тайники в собственных особняках. Старые времена не вернулись, а новые хозяева домов временами находили тщательно упакованные пачки облигации царских банков и ценные бумаги, которые, превратившись в исторические реликвии, материальной силы уже не имели. Впрочем, местные купцы спасали от национализации и конфискаций не только бумажные свидетельства своего былого благополучия.
Здание, где в наше время располагается районная администрация, было построено в 1878 году и принадлежало известной купеческой династии Поздеевых. Последний владелец дома почетный житель города Владимир Николаевич Поздеев в годы Гражданской войны, забрав семью, бежал на юг вслед за отступающей Белой армией. Так Поздеевы очутились в Николаеве, откуда надеялись перебраться в Турцию. Однако на последний пароход, увозивший эмигрантов, они не попали. Обратный путь на родину им также был закрыт.
Прошло много лет. В 1945 году волею судеб в Николаеве оказался бывший редактор устюженской районной газеты С.М. Морозов. Забежав перекусить в портовый ресторанчик, он взглянул на открывшего ему дверь швейцара и обомлел, узнав в нем бывшего купца Поздеева. Земляки разговорились, и Поздеев вдруг признался, что, уезжая из Устюжны, он спрятал в своем бывшем особняке два клада с фамильными драгоценностями, которые нельзя было увезти с собой. В поздеевском доме в то время располагался райисполком. Когда Морозов вернулся в Устюжну, он сообщил властям о возможном нахождении купеческих сокровищ. Тогда же он узнал, что один из тайников был случайно обнаружен в 1943 году. Райисполкомовский конюх решил для каких-то хозяйственных нужд выкопать яму в одной из конюшен, выстроенных у дома еще бывшим хозяином. Тогда-то он и наткнулся на ящик с поздеевским фамильным столовым серебром. Шла война, и купеческое добро пошло на нужды фронта. Что же касается второго хлада, то он так и не был найден.
Елена ВОРОТЫНЦЕВА ,
газета «Вперед» от 9 oктября 2001 года.
|