Понедельник, 29.Апреля.2024, 09:23
ИНТЕРНЕТ-КЛУБ "УСТЮЖНА 21-й ВЕК"
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Богородице-Рождественский собор [2]
Музей-усадьба Батюшковых [2]
Мини-чат
200
Главная » Статьи » Устюженский краеведческий музей » Богородице-Рождественский собор

КОЛЛЕКЦИЯ ЖИВОПИСИ

КОЛЛЕКЦИЯ ЖИВОПИСИ УСТЮЖЕНСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

      На одной из самых оживленных улиц, в центре Устюжны — города, имеющего славную историю и многовековую художественную культуру, расположен замечательный памятник архитектуры XVII века — Богородице-Рождественский собор. В настоящее время под сводами Богородице-Рождественского собора размещена экспозиция Устюженского краеведческого музея, организованного в 1921 году.

     Значительную часть экспозиции занимает художественный отдел, где в основном представлена живопись. Начало собранию произведений изобразительного искусства положили первый директор музея Е.Н. Кириллова и заведующий секцией охраны памятников искусства и старины Б.Г. Кириллов. Большую роль в дальнейшем пополнении собрания живописи сыграл Б.М. Яковцевский, руководивший музеем с 1928 по 1959 годы. Благодаря поступлениям из Государственного музейного фонда, Государственного Эрмитажа, а также частным приобретениям, к настоящему времени в музее сложилась замечательная коллекция станковой живописи. Большой интерес и чрезвычайную ценность представляет собрание памятников древнерусской живописи, при изучении которой проливается свет на пути развитии искусства в этом уникальном районе тесного соприкосновения различных художественных традиций и их сложного взаимовлияния. К концу XV—XVI векам относится целая группа произведений, живописные особенности которых позволяют предположить существование здесь в то время довольно крупной мастерской со своей устойчивой традицией. Так, иконы «Покров богоматери», «Параскева Пятница» и «Чудо Георгия о змие» с житийными клеймами были исполнены разными мастерами на протяжении полувека. Памятникам этого круга свойственна свободная подвижная художественная форма, легко и непринужденно рождающаяся под рукой мастера, обладающая особой живописной пластичностью. В эту группу произведений входит и уникальный памятник древнерусской живописи со столь редкой в XVI веке авторской датирующей подписью — икона «Никола» с восемнадцатью житийными клеймами. В киноварной подписи по нижнему полю иконы сообщается «Лета 7048 (1540) сотворена бысть сия икона при благоверном великом князе Иване Васильевиче всея Руси п (римитро) полите Макара поставлена...» Главным украшением интерьера Богородице-Рождественского собора является великолепный резной золоченый иконостас, состоящий из пяти ярусов. Живопись праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов датируется концом XVII века и по манере исполнения напоминает произведения Карпа Золотарева и его учеников (в частности, их иконы для московской церкви Покрова в Филях). В местном же ряду сохранились несколько более древних произведений, самыми ранними из которых являются почитаемая в свое время устюжанами «чудотворная» икона «Богоматерь Одигитрия» с клеймами «земной» жизни богоматери и «Рождество богоматери» с такими же клеймами. Открывшаяся после проведенных реставрационных работ живопись икон отличается свободной и легкой манерой исполнения, прозрачностью красочного слоя, тонко сгармонированным колоритом. Пропорции икон, особенности их колорита, композиции и рисунка указывают на то, что они были написаны, по-видимому, во второй половине XV века в традициях верхне-волжской школы живописи. Исполнение живописи для иконостаса Рождественского собора было заказано мастерам Оружейной палаты, о чем свидетельствует одна из центральных икон местного ряда «Спас на престоле», написанная царским изографом Кириллом Улановым, учеником знаменитого Симона Ушакова. На нижнем поле иконы сохранилась авторская подпись: «Лета 7197 (1689 г.) писал сиц образ великих государей жалованный иконописец Кирилл Иванов сын Уланов». Кисти этого художника принадлежит и большое программное произведение — «Троица Ветхозаветная», написанная как указано в надписи на нижнем поле иконы в 1690 году. Иконография рублевской «Троицы» к тому времени претерпела значительные изменения, ярко отразившиеся в произведении Уланова. По сути дела, зримое изображение незримого божества превращается в жанровую картину, где показывается прием богатым хозяином очень важных и почетных гостей. Основу улановского колорита составляют «земные» зеленые, коричневатые и фиолетовые краски, и только слабое мерцание золота еще напоминает о возвышенном содержании этого сюжета. Несомненно, мастерами Оружейной палаты были созданы еще две иконы местного ряда «Успение с «восхищенными апостолами на облаках» и «Никола» с шестнадцатью житийными клеймами. Этим произведениям присущ светлый холодноватый колорит с преобладанием разбеленных зеленоватых и розовых тонов, а также обилие золотого орнамента. Три иконы местного ряда «Троица», «Воскресение» и «Преображение» — были созданы в первой четверти XVII века, сразу после событий смутного времени. Высокий исполнительский уровень и использование в большом количестве золота являются ярким доказательством того, что эти иконы явились не без участи «государева» двора и лучших придворных мастеров. При устройстве нового иконостаса иконы старого деисусного чина, происходящие из деревянной Богородице-Рождественской церкви, стоявшей когда-то на месте собора, были размещены на западной стене четверика (такое внимание к иконам прежнего иконостаса, случай довольно редкий). Высочайший профессиональный уровень, на котором исполнены иконы, особое внимание к благородству и красоте удлиненных пропорций, а также применение дорогих и высококачественных материалов — киновари, голубца, золота, тонких и прочных белил, золоченой басмы, гравированных нимбов — все это признаки того, что перед нами произведения изографов высокого класса, которые в то время могли работать только в крупнейших столичных мастерских. Ближайшая аналогия для деисусного чина Богородице-Рождественского собора обнаруживается в Рисположенской церкви Московского Кремля, где живопись иконостаса была выполнена выдающимся мастером начала XVII века Назарием Истоминым с артелью. Среди произведений русских живописцев XIX века В.А. Боброва, М.И. Васильева, Н. Тюрина, Д. Федорова, П.Е. Крачковского. Ю.Ю. Клевера-старшего и других, едва ли не самый большой интерес представляет живописное полотно «Принцевы острова у Константинополя» И. К. Айвазовского, замечательного русского художника, с которым мало кто мог состязаться в легкости кисти, в умении передать изменчивый цвет морских волн, то прозрачно-тихих, то бушующих. Период с апреля 1845 года по июль 1846 года был памятным в художественной деятельности Айвазовского. В это время художник по воле государя сопровождал великого князя Константина Николаевича в его плавании к берегам Турции, Малой Азии и Архипелагу. Путешествие доставило Айвазовскому обширный запас эскизов и обогатило его художественную память множеством новых впечатлений. Живописец со свойственной ему быстротой воспроизвел и выставил в городах Одессе, Феодосии, а затем и Петербурге двенадцать картин. Вот что пишет Н. В. Кукольник в 64-м номере журнала «Иллюстрация» о картине «Вид Принцевых островов с высоты птичьего полета на Мраморном море»: «...Айвазовский для нас явился в полной зрелости своего таланта. Освещение дерзко, но исполнено удачно, зной разлит в картине так осязательно, что, кажется, ощущаешь его влияние». По воле государя в 1846 году картина «Принцевы острова» была отправлена на художественную выставку в Берлин. Позднее марину приобрел Николай I и в качестве подарка преподнес ее 27 июля 1847 года ВК Николаю Николаевичу, о чем свидетельствует одна из надписей на оборотной стороне холста. Предстоит еще значительная работа по изучению коллекции живописи. Большой интерес в этом плане представляет поступивший из усадьбы Воскресенское портрет графа Петра Ивановича Ивелича (1772-1816) — одного из генералов, отличившихся в боевых действиях против Наполеона в 1812-1814 годах. В Военной Галерее Зимнего дворца на ряду с портретами генералов, чьи имена неразрывно связаны с полями сражений под Смоленском и Бородином, Лейпцигом и Парижем помещен и портрет П.И. Ивелича, выполненный талантливым английским художником Джорджем Доу. Известно, что при создании галереи героев, ряд портретов был исполнен с натуры, но большая часть с изображений, присланных теми, кто не имел возможности позировать, а также родственниками умерших генералов. Не исключено, что и портрет П.И. Ивелича из коллекции Устюженского музея, написанный, вероятно, еще при жизни генерала неизвестным, но бесспорно талантливым художником начала XIX века послужил оригиналом, с которого Доу создал портрет нужного формата, передавая при этом не только поразительное сходство с натурой, но и психологические особенности портретируемого. Особую ценность в собрании музея составляет серия провинциальной живописи, произведений в основном неизвестных живописцев, создавших своего рода портретную галерею дворян, некогда владевших усадьбами в Устюженском уезде, а также купцов и мещан. Эти портреты, различные по манере исполнения и своему художественному уровню, являются историческими памятниками и роль их в изучении культуры и быта русской провинции XVIII—XIX веков, несомненно значительна. Примером яркой образной характеристики является портрет Анастасии Никитичны Жеребцовой работы бежецкой купчихи Анны Роговой. Портрет лаконичен по цвету, но преимущественно темные тона и серебристый, даны один рядом с другом без какого-либо взаимодействия между собой, фон темно-коричневый, почти черный, не имеет высветления вокруг фигуры, что бесспорно является архаизмом, усиливающим, однако, выразительность произведения. Несмотря на то, что мастер наметила свет и тени на одежде портретируемой, фигура лишена объемности. Однако, лицо А. Н. Жеребцовой изображено значительно конкретнее, с большим вниманием к облику живого человека. В творчестве провинциального художника, иногда трудно проследить четкую эволюцию. Напротив, различие живописной манеры и качества исполнения произведений, порой доходит до такой степени, что у зрителя может даже возникнуть сомнение в принадлежности их кисти одного мастера. Показательны в этом отношении портреты супружеской четы Карауловых. Созданные, несомненно, рукой одного художника, они вместе с тем очень различны между собой. В портрете капитана I ранга П.А. Караулова ярко проявилось такое характерное для примитива качество, как архитектоничность композиционного построения. Вся фигура сводится к двум «состыкованным» частям: объемно написанной голове и плоско трактованному торсу. Более мастерски передает живописец образ молодой женщины, полный очаровательной серьезности и достоинства. Очевидно, особый интерес к модели, откровенное любование ею сыграло определенную роль в создании одухотворенного образа, отмеченного неким величием. Нельзя не заметить и некоторых общих качеств, характерных для всех провинциальных портретов. Одно из них — бросающаяся в глаза боязнь и их создателей упустить любую деталь в облике модели, отсутствие деления на главное и второстепенное. Так, на семейном портрете кисти неизвестного художника все в героях равносущественно: и лицо, и прическа, и одежда. Морщины на лице военного и его супруги выписаны с такой же прямодушной тщательностью, что и деревянная резьба на мебели или узоры на тканях женской одежды. Провинциальному художнику часто не хватает профессионального блеска, но оборотной стороной этой неумелости порой оказывается новая, эстетическая самоценная образность; в остроте видения мира художник нередко поднимается выше многих маститых своих современников. Западноевропейская живопись XVII - первой половины XIX веков представлена в экспозиции музея работами М. де Гондекутера, Я. Ромбауэра, К.-Х. Фогеля фон Фогельштейна, Н. Палицци и других художников, а также рядом хорошо передающих особенности оригиналов копий XVII—XIX веков, выполненных с произведений П.П. Рубенса, М.А. Франческини, Ж.Б. Греза, К.Ж. Берне, Лампи-старшего. Неизменный интерес вызывают портрет всесильного временщика при Павле I и Александре I графа А. А. Аракчеева, с деятельностью которого связан целый период реакционного деспотизма, грубой военщины, и портрет его матери Е.А. Аракчеевой. Оба произведения поступили из усадьбы Гряда, которая в свое время принадлежала И.А. Макшееву, городничему Устюжны, доводившемуся родственником Аракчееву. Художник изобразил Аракчеева еще довольно молодым, но явно уже преуспевшим. Несмотря на то, что в данном случае И.Б. Лампи-старший безмерно польстил самолюбию модели, ему удалось все же если не развенчать полностью характер портретируемого, то, по крайней мере, создать определенной психологической глубины образную характеристику, показать своеобразие натуры, лишив тем самым произведение присущей большинству своих работ трафаретности. Внешняя красивость не затмила блеск глаз, взгляд которых бесконечно красноречив. В основе колорита — изысканная, но не лишенная некоторого декоратизма красочная гамма с преобладанием спокойных негромких темно-зеленых и голубовато-серых тонов. Портрет Е. А. Аракчеевой написан венгерским живописцем Яношем Ромбауэром в 1809 году. Образная характеристика Елизаветы Андреевны как нельзя лучше отражает внутренний духовный мир портретируемой, которую отличали необыкновенная аккуратность, граничащая с педантичностью, бережливость и трудолюбие, строгий порядок во всем, любовь к почестям. Художник подчеркнул в этой светлой маске строгий несколько изучающий взгляд из-под слегка нахмуренных бровей и плотно сжатые тонкие губы. С большим мастерством изображены ткани, кружева в их материальности и тонких отношениях тонов: серебристо-белого, темно-синего, лилового, красновато коричневого. В 1812 году немецким живописцем К.-Х. Фогелем фон Фогельштейном был создан портрет княгини Долгорукой. Тщательно выписаны локоны короткой прически, глубокий мягкий вырез бархатного платья винно-красных тонов удлиняет чуть коротковатую шею, подчеркивая плавную линию плеч. Влажно лучащиеся глаза без тени кокетства смотрят на зрителя. Облик Долгорукой все же несколько далек от романтического идеала, он более строг, в нем можно отметить скорее поиск характера, чем идеала. Выставка произведений живописи, представленная в экспозиции художественного отдела Устюженского краеведческого музея не вскрывает, конечно же, во всей полноте сложное искусство XVIII—XIX веков в России и не дает полного представления о закономерностях его развития, но тем не менее она дополняет общую картину развития русской живописи, отражая, в частности, особенности провинциального искусства.

Литература: 1. Рыбаков А.А. Устюжна. Череповец. Вытегра. Л., 1981. 2. И.К. Айвазовский и его произведения. СПб., 1901.  Составитель: Нина Александровна Марушкова  Живопись XVII – нач. XX веков в экспозиции художественного отдела Устюженского краеведческого музея. – Устюжна, 1992.

 

Категория: Богородице-Рождественский собор | Добавил: ustyzna-21vek (18.Мая.2009) | Автор: 1
Просмотров: 1647 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

В Кругу Друзей!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz