Клубный интернет - журнал Учитесь читать! Читая - вчитывайтесь. Вчитываясь - вдумывайтесь. Вдумываясь - понимайте. Поняв - делайте!
Масленица: как провожали зиму на Руси? Александр Балакин Обычай встречать Масленицу возник задолго до принятия христианства на Руси. Изначально этот праздник носил мистический, языческий характер и праздновался в течении двух недель. Неделю до весеннего равноденствия – проводы зимы, и неделю после – встреча весны. В это время самым главным блюдом, которое несет в себе сакральный смысл, являются блины. Они ассоциируются с солнцем – горячие, круглые, желтые. Считалось, что при поедании блинов в человека переходит частица силы Солнца, которая была совсем не лишней в конце зимы. После принятия христианства праздник, учитывая его популярность, никто не стал запрещать, традиции предков и традиции религиозные гармонично переплелись. Но проводы зимы все же подкорректировали, сократив до одной недели, привязав к Великому посту и сделав последний день Масленицы Прощеным воскресеньем. В христианской трактовке Масленица – это не только проводы зимы, но и подготовка к Великому посту. Прощение других, примирение с обидчиками, общение с ближними, праведные поступки... Неслучайно первый испеченный на Масленицу блин должен быть отдан нищим на помин душ умерших. В старину Масленицу встречали так, что можно позавидовать. Каждый день Масленичной недели был расписан. В целом вся неделя посвящалась тесному общению с родственниками и различным забавам. Так, в первые два дня молодежь общалась между собой, в среду зятья приходили к тещам на блины, а в четверг теща, в свою очередь, должна была прийти на угощение к зятю. С четверга же обычно начиналось настоящее гулянье. Последние три дня Масленицы были посвящены катанию на санях. Часто для таких гуляний специально покупались новые сани. Вдоль улиц в это время скользила непрерывная вереница разнообразно украшенных саней и нарядных седоков. Сидящие в них весело здоровались, шутили и смеялись. Катались с горок. Причем в равнинных местностях горки делали сами, из снега и досок, облитых водой. Катались на всем, чем можно – шкурах намоченных и замороженных, в плетеных корзинах с низким бортиком, похожих на тазы. Катались в выдолбленных стволах деревьев и даже на облитых водой и замерзших скамейках! Естественно, все это веселье сопровождалось криками, визгом, шутками, смехом и заигрываниями празднично одетой молодежи. Добавьте сюда игру на гармошке, свирели, с хороводами и песнями вокруг костра, и вам самим захочется там оказаться. Что немаловажно и отмечалось многими летописцами, люди были добродушными, искренними и вежливыми... Ну и конечно же, каждый из нас при слове Масленица вспомнит чучело из соломы и тряпок, которое обязательно нужно сжечь на костре, завершая Масленичную неделю: только так, по обычаям предков, можно проводить зиму и повстречаться с весной! При этом после сожжения чучела молодые смельчаки состязались в прыжках через костер. Впрочем, этот знакомый образ на самом деле не единственный: в старину зимушку провожали, выгоняли не только посредством огня. Случалось, вывозили всей деревней наряженную девицу за околицу, и окунали её там в сугроб, «проводив»... Еще одной традиционной забавой издавна считались снежные бои: строили снежные крепости и, разбившись на две команды, устраивали настоящие баталии. Случалось, атаковали защитников крепости даже на лошадях. Масленичные гуляния прекращались в конце воскресного дня (Прощеного воскресенья) после звона колокола, призывающего к вечерней службе. Люди просили прощения у родных, друзей и знакомых, прощали все обиды и открывали свои сердца долгой молитве и воздержанию, ведь следующий за Прощёным воскресеньем понедельник – первый день Великого поста...
Гляди-ка! И Масленицу, оказывается, посредники между нами и Богом к своим рукам прибрали! Их хлебом не корми - дай людям поуказывать: что, каким образом, когда и сколько дней праздновать. И для них не беда, что при этом зиму в разгар морозов провожать придётся, что само по себе абсурдно. А жаль! Вот бы вернуть Масленицу к её изначальному образу. Тогда её действительно можно было бы воспринимать как Русскую Традицию и духовное наполнение её было бы совершенно иным.